Успешная школа?!

В декабре 2019 — январе 2020 года я принимал участие в работе Жюри заочного этапа IV Всероссийского конкурса «Успешная школа».

Мне необходимо было познакомиться с инновационными проектами развития более чем 150-ти школ России. Впечатления невероятные, опыт получил колоссальный. Выражаю огромную благодарность «Учительской газете» за предоставленную возможность.

Однако работа с представленными материалами заставила кое о чём задуматься. Первое, это рефлексия. Одной из главных проблем образовательных организаций сегодня, на мой взгляд, является слабый уровень именно самоанализа. Без этого сформировать у учащихся необходимые для жизни «навыки XXI века» не получится. Если школа не демонстрирует умение смотреть на себя под разными углами, то что говорить об отдельных учащихся. Без глубокого анализа и самоанализа не возможно увидеть свои сильные и слабые стороны, увидеть целостную картину и двигаться дальше. А без этого аспекта выстроить эффективную модель образовательного пространства школы становится крайне сложно. Отсюда мы видим не школы, а «потёмкинские деревни», «сферических коней в вакууме» и типичных «тянитолкаев». Надеюсь, что подобных школ в нашей стране меньшинство.

Второе, это единое образовательное пространство. Этот вопрос сегодня крайне актуален. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорит об этом не однократно. На мой субъективный взгляд, в России сегодня единое образовательное пространство отсутствует. У нас есть единое правовое поле, единая система аттестации, единые учебники, программы, содержание, стандарты, говорят даже о единой стратегии. Единого пространства нет. Регионы крайне различаются. Поэтому каждая школа выстраивает свою образовательную среду, исходя из тех ресурсов, которыми располагает. А учителя, чисто теоретически, могут делать на уроках что угодно, конечно, в рамках морально-этических и правовых норм!Дети же остаются просто заложниками ситуации. Учатся там, где придётся. Да, можно перейти в другую школу. Но, во-первых, это стресс для ребёнка, а во-вторых, куда переходить, если школа на селе единственная?

Поэтому и приходится уповать на качество преподавательского состава и благоразумие администрации. А если ещё и родители не принимают достаточного участия в жизни ребёнка, то это единое пространство вообще никогда не возникнет.

В общем, проблемы эти носят, естественно, комплексный характер. Решать их надо, как обычно, всем миром. А если эта проблема касается всех, значит не касается никого. Круг замыкается. Казалось бы.

Я же полагаю, что всегда нужно чётко определять то, что мы в силах изменить, и то, что от нас, к сожалению, не зависит. В данном случае, от нас, учителей, администрации и родителей, зависит качество образовательного пространства школы. Порядок на рабочем столе, в классе, в голове, качество занятий, отношения внутри педколлектива, психологический климат на уроке и т. д. Предлагаю на этом и сосредоточить самое пристальное внимание. Иначе, дамы и господа, мы далеко не уедем.

Положение о Конкурсе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.